Благодаря проектам «20 років до мрії» и «Обличчя України» в государственном эфире наконец-то появились те лица, которые должны были бы не сходить с него на протяжении предыдущих двух десятилетий и которые сегодня позволяют говорить о прообразе общественного вещания на Первом Национальном. Тарас Шевченко, Леся Украинка, Григорий Сковорода, Петро Сагайдачный, Екатерина Билокур, Александр Довженко...
«День» вот уже на протяжении 15 лет работает над тем, чтобы возвращать эти имена в украинский контекст. И попытки Первого Национального в этом же русле привели к совершенно органичному партнерству и эффекту солидаризации вокруг темы Личности в украинской истории.
- Нашей Независимости только 20 лет, но наша страна имеет богатую и интересную историю, наполненную столькими событиями и личностями, многие из которых повлияли и на историю мировую, - говорит генеральний директор Национальної телекомпани Украины Егор БЕНКЕНДОРФ. - Проект, который предлагается вашему вниманию, был подготовлен в тесном сотрудничестве со специалистами из Академии наук Украины. Материалы проекта объективно, никого не осуждая и не возвышая, показывают даже самые неоднозначные фигуры украинской истории. - Этот проект будет интересен как для взрослого, так и молодого поколения и направлен на воспитание чувства патриотизма и гордости за страну, которая прошла длинный путь к Независимости. Первый Национальный вместе с газетой «День» начали это сотрудничество, чтобы донести информацию до как можно большего количества людей, чтобы не только зрители Первого Национального, но и читатели газеты «День» смогли больше узнать об исторических деятелях и событиях, повлиявших на становление государства Украина, - отмечает Егор Бенкендорф.
На протяжении следующих нескольких недель мы предложим читателям «Дня» продолжение упомянутых телепроектов Первого Национального - в печатном варианте на страницах нашей газеты. А первая подача посвящена Николаю Амосову, Екатерине Билокур и Александра Довженко - личностям, на первый взгляд, совершенно разным, но в равной степени благородным и человеколюбивым. Нам только кажется, что мы знаем о них достаточно...
Екатерина Билокур
«Мастер сновидений, грез и мечтаний», «рожденная для цветов» «причудливая художница», чьи картины - «новое язычество», «фантастическая реальность или реальная фантастика»... Все эти восторженные отзывы специалистов - о творчестве нашей соотечественницы, уникальной художницы-самоучки Екатерины Васильевны Билокур.
Родилась она 7 декабря 1900 года в селе Богдановка Яготинского района Киевской области в семье крестьянина.
Не имея возможности ходить в школу, она самостоятельно научилась читать по букварю, и на этом ее «образование начальное, среднее и высшее» закончилось. Вопреки желанию родителей видеть ее простой крестьянкой, которая бы занималась домашней работой, в ней родилось непреодолимое желание стать художницей. Она начала рисовать углем на ткани, затем приобрела определенный опыт рисования декораций для сельского театра.
Позже Билокур все же попыталась получить профессиональное образование. Но ее попытки вступить в Миргородский техникум художественной керамики оказались тщетными. Из-за отсутствия свидетельства об окончании хотя бы семилетки ее не просто не принимали, но и отказывались даже ознакомиться с ее работами.
Однако Екатерина упорно продолжает познавать тайны живописи. Она сама учится рисовать масляными красками, изготавливать самодельные кисти и грунтовать холсты для своих произведений.
Но все же мир не мог не заметить такой талант, даже скрытый в далекой глубинке. Большую роль в открытии ее как талантливого художника сыграла Оксана Петрусенко. Билокур, услышав из репродуктора песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении певицы, написала ей письмо-исповедь своей души. Петрусенко взволновала судьба молодой художницы, и благодаря заботе знаменитости о Билокур узнали и сразу же заинтересовались творчеством оригинальной личности в Полтавском доме народного творчества. В 1940 году здесь открылась персональная выставка художницы-самоучки из Богдановки.
Экспозиция, состоящая лишь из 11 картин, имела огромный успех. Екатерина получает награду - поездку в Москву, где посещает Третьяковскую галерею и Пушкинский музей. После этого о судьбе Билокур начали заботиться и другие известные люди - Павло Тычина, Олесь Гончар, Микола Бажан и другие. «Цветочной иконописью» назвала жанр, в котором работала Билокур, искусствовед Ирина Конева, заметив, что «на многих полотнах цветы излучают свет, они окружены ореолом». Она обратила внимание и на способ рисования - от конкретного к общему. Так же успешно работала художница и в других жанрах. Созерцая ее натюрморты, в частности «Завтрак», можно почувствовать душистый аромат горбушки ржаной буханки, сладкий вкус спелых гроздьев винограда, созревших яблок, хрупкость красного арбуза, мягкость помидоров. Сам Пабло Пикассо, увидев в 1954 году на международной выставке в Париже ее картины «Царь колос», «Березка» и «Колхозное поле», был восхищен и назвал Екатерину Васильевну гениальной художницей. Билокур достигла блестящих успехов не только в живописи, но и в прозе, особенно в эпистолярном жанре. Яркий пример этого - ее вдохновенные письма к разным адресатам. Член Союза художников, народный художник, заслуженный деятель искусств Украины, орденоносец Екатерина Билокур умерла 10 июня 1961 года в Яготинской районной больнице. Прославившаяся на весь мир, она редко переступала границы родного села и осталась верна своей отчизне до конца. Ее помнят до сих пор. В ее родном доме в Богдановке теперь музей-усадьба Екатерины Билокур. Художница изображена в скульптурной композиции с розой в руках. В Яготине, в историко-краеведческом музее, обустроен уголок Билокур, в котором экспонируются ее фотографии, награды, документы. Ее произведения выставлены в Национальном художественном музее Украины, неизменно вызывая восхищение многочисленных посетителей, а также отечественных и зарубежных специалистов.
В 1989 году в Украине была учреждена премия имени Екатерины Билокур, которую вручают за выдающиеся произведения народного искусства.
Александр Довженко
Уже восемьдесят лет цветет, плодоносит и дарит людям душевный уют яблоневый сад. Сад, который не только символизирует неудержимое стремление художника к обновлению земли, но и является моральным указателем бурной жизни и творчества Александра Петровича Довженко.
Гений, принесший мировую славу украинскому кинематографу, родился 10 сентября 1894 года в многодетной крестьянской семье в городке Сосница Черниговской области.
Здесь он получил начальное образование, а в 1914 году окончил Глуховский учительский институт, преподавал физику, естествознание, географию, историю, гимнастику в Житомире.
Вскоре он переезжает в Киев, где учится и работает на экономическом факультете Киевского коммерческого института.
Побывал Довженко и в рядах армии УНР. А в августе 1919 года Довженко снова попал в Житомир. Когда город захватили красные, по приговору ЧК он, «как враг рабоче-крестьянского правительства», сослан на три месяца в концлагерь.
В 1921-1923 годах находится на дипломатической работе в Варшаве и Берлине. В 23-м его исключают из партии, как он сам объяснял, за то, что не успел перерегистрироваться из партии боротьбистов в партию коммунистическую. Но до конца жизни он так и остался беспартийным.
Вернувшись в Украину, Довженко поселился в Харькове, где работал иллюстратором газеты «Вісті ВУЦВК».
Особое место в жизни Довженко занимает Одесса. В 1926 году в этом городе начинается его становление как кинохудожника. На Одесской киностудии выходят его первые работы, а впоследствии - фильм «Звенигора». Кинолента об истории украинского народа с триумфом обошла экраны Европы, США и Канады.
Его следующая работа - «Арсенал» - считается большинством киноведов фильмом-уступкой власти. Ведь ему пришлось осуждать освободительную борьбу своего народа после свержения самодержавия.
В июле - ноябре 1929 года Довженко снимает фильм «Земля», но критики бросились обвинять его в пренебрежении освещением классовой борьбы, в защите кулаков и ностальгии по прошлому. Запрещенная в Украине «Земля» просто поразила Европу. Итальянские кинематографисты назвали Довженко «Гомером кино». А в Советском Союзе ленту реабилитируют лишь в 1958 году, после того как по результатам международного референдума в Брюсселе она войдет в число двенадцати лучших фильмов всемирной истории кино.
На родине Довженко обвиняют в национализме, его покидают бывшие единомышленники. Он едет в Москву и пишет письмо Сталину с просьбой «защитить его и помочь творчески развиваться». Сталин откликнулся, и по заказу вождя режиссер снимает ленту «Аэроград» о прекрасном и светлом будущем чукчей.
С началом Великой Отечественной войны Довженко работает корреспондентом в газетах «Красная Армия», «Красная Звезда», «Известия». В марте 1942-го именно в последней выходит статья «Украина в огне». Одноименное название получает и сценарий фильма, созданный Довженко, «как оно есть, и как я вижу жизнь и страдания моего народа», которого сначала сдали врагу, а затем освобождали от немецких оккупантов. На заседании политбюро ЦК ВКП (б) 31 января 1944 года Сталин и его единомышленники признали это произведение антиленинским, враждебным партии и советскому народу, попустительством «узкому украинскому национализму».
В послевоенные годы Довженко снял лишь один полнометражный художественный фильм - «Мичурин», да и то по личному заказу Сталина. Проект «Тарас Бульба», задуманный еще до войны, так и не был воплощен.
Довженко умер 25 ноября 1956 года на даче под Москвой. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
10 сентября - день рождения художника - отмечается в Украине как День кино. В этот же день с 1994 года согласно Указу Президента Украины вручается Государственная премия в области кинематографии имени Александра Довженко.
Николай Амосов
«Жизнь прожита не зря. Если бы можно было начать все сначала, я выбрал бы то же самое - хирургию». Эти слова-исповедь принадлежат одному из самых талантливых медиков мира, легенде украинской кардиохирургии - Николаю Михайловичу Амосову. Родился будущий академик 6 декабря 1913 года в селе Ольхово Череповецкого района Вологодской области России.
Его мать была повивальной бабкой. С детских лет она стала для него примером самоотверженного труда медика и во многом повлияла на окончательный выбор юношей будущей профессии. В 1939 г. Амосов окончил Архангельский медицинский, а впоследствии - Всесоюзный заочный индустриальный институт. Как дипломированный врач, он начал работать ординатором хирургического отделения Череповецкой межрайонной больницы. С самого начала Великой Отечественной войны и до ее победного завершения Амосов находился в рядах Красной армии, служил хирургом в полевых госпиталях нескольких фронтов. Как он писал позднее, в результате их «госпиталь на конной тяге, где было всего пять врачей, принял 40 000 раненых. И мы не дали умереть от кровотечения никому».
В послевоенные годы Амосов совершенствует свои знания и практические навыки хирурга, успешно проводит сложные операции на желудке, почках, легких. В ноябре 1952 года семья Амосовых переехала в Киев, где он начал работать в клинике Института туберкулеза и грудной хирургии. Николай Амосов разрабатывает оригинальные методы хирургического лечения легких, увлекается кардиохирургией, осваивает новую специальность - анестезиологию, которой тогда в СССР не существовало.
Одним из основных направлений деятельности ученого становится хирургическое лечение заболеваний сердца. Впервые в Украине в 1955 году он берется за решение проблем сердца с помощью скальпеля, внедряет в практику метод искусственного кровообращения.
Подсчитано, что Амосов лично сделал почти шесть тысяч операций на сердце. Он изобрел собственный аппарат искусственного кровообращения и успешно использовал его во время операций.
Вместе с хирургией Амосов уделял большое внимание актуальным проблемам биологической, медицинской и психологической кибернетики. С 1959 по 1990 годы он возглавлял отдел биологической кибернетики Института кибернетики им. Глушкова. В 1963 году Амосов первым в СССР произвел протезирование митрального клапана сердца, а впоследствии впервые в мире применил на практике антитромботические протезы сердечных клапанов. Амосова избирают членом-корреспондентом медицинских наук УССР, он получает Ленинскую премию, становится депутатом Верховного Совета СССР. В течение 20 лет Николай Михайлович был директором киевского НИИ сердечно-сосудистой хирургии. В 1969 году его избирают действительным членом Академии наук Украины. Он успешно делает по 7-8 операций в неделю, как правило, самых сложных.
При Амосове клиника получила новое помещение, здесь стали проводить до две тысячи операций в год, и практически была ликвидирована очередь больных. В декабре 1988 года он покинул директорский пост, передав его своему ученику. Не дожив всего шесть дней до своих восьмидесяти девяти, 12 декабря 2002 года выдающийся украинский ученый ушел из жизни. Его похоронили в Киеве на Байковом кладбище.
В 2003 году в честь Амосова назвали одну из улиц Киева. Тогда же Национальная академия наук Украины учредила премию НАН Украины имени Николая Михайловича Амосова - за выдающиеся научные работы в области кардио- и сосудистой хирургии и трансплантологии. Амосов оставил нам большое литературное наследие. Он автор таких известных у нас и за рубежом произведений, как «Мысли и сердце», «Записки из будущего», «Записки полевого хирурга» и других.