«Ми всі доношуємо старе»

22 червня 2011
«Ми всі доношуємо старе»

Бенкендорф, Пілютікова, Вергеліс, інші телеменеджери і незалежні експерти - про своє враження від весняного телесезону

«Телекритика» продовжує підбивати підсумки сезону, що минув. Констатувавши рейтингові успіхи чи невдачі каналів, тепер ми пропонуємо читачам ознайомитися з думкою експертів.

Велика кількість розважального продукту, схожість програм аж до ефекту близнюків, тріумф західних форматів - такі основні характеристики сезону, що минув, окреслили опитані «Телекритикою» телеменеджери та оглядачі.

Їхній вибір головного проекту/явищу сезону зупинявся на одному (або декількох) з трьох назв. Це шоу «Інтера» «Майdан's» (видовищне та незвичне), талант-шоу «1+1» «Голос країни» (якісне і без фріків) і романтичний проект СТБ «Холостяк» (з огляду на показники й ажіотаж серед глядачів).

Також опитані здебільшого схиляються до того, що інформаційно-публіцистичне мовлення на нашому телебаченні переживає не найкращі часи, а обсяги розважального продукту підбираються до рівня «перебір».

Але у дечому їхні погляди розбіглися кардинально.

На запитання «Телекритики» відповідають Ірина КостюкАндрій КовальОлексій Гончаренко, Єгор Бенкендорф, Олена Дурманова, Олег Вергеліс, Вікторія Ярмощук, Олександр Глущенко,Валентин Коваль та Галина Пілютікова.

Запитання:

1. Які загальні тенденції у виробництві і закупівлі телеконтенту ви можете відзначити?

2.1. Як би ви оцінили розвиток інформаційно-публіцистичного мовлення?

2.2. ...розважальних та інших проектів?

3. Яке явище ви вважаєте головною подією сезону у виробництві телеконтенту? Чому?

4. Що ви назвали б антиподією у виробництві телеконтенту? Чому?

Вікторія Ярмощук, директор компанії «Медіа Ресурси Менеджмент»:

1. Главной тенденцией уже не первый сезон остается закупка и производство зарубежных форматов. Украина, наряду с Россией и Грецией, входит по итогам 2010 года в тройку лидеров по закупкам и адаптации зарубежных форматов. И я думаю, что в ближайшее время эта гонка наберет еще большие обороты. Я бы не характеризовала эту тенденцию ни со знаком «плюс», ни со знаком «минус»: таковы сейчас реалии рынка. Но на что точно нужно обратить внимание, так это на качество реализации идей. Качество сейчас выходит на первый план.

2. Наверное, мало кто поспорит, что сейчас на нашем телевизионном рынке конкуренция на высочайшем уровне, каждый пытается завоевать свою аудиторию любыми средствами. А на войне, как говорится, все средства хороши. Поэтому мы наблюдаем сегодня засилье разнообразных, иногда граничащих с разумным, развлекательных программ. Отсюда и вывод о развитии остальных форм вещания... Телеканалы должны больше уделять внимания воспитанию своей аудитории, а не только развлекать ее любым способом. И я уверена, что рано или поздно мы к этому придем.

3. Я бы сказала, что особых прорывов в весеннем сезоне не было. Кто производил хорошие шоу, тот остался при своем. И в этой связи нельзя не отметить беспрецедентные показатели «Холостяка» на СТБ. Еще на общем фоне выделяется «Голос страны» на «1+1», который, несмотря на заезженность жанра талан-шоу, смог стать глотком свежего воздуха.

4. Антисобытием, по моему мнению, является то, что творит со своим эфиром телеканал «Интер».

Олексій Гончаренко, керівник продакшн-компанії Friends Production:

1. Я думаю, главный успех на украинском ТВ весной - это два шоу, два в одном, скажем так: «Холостяк» и постшоу с Анфисой Чеховой. И еще, может, не такой успешный в цифрах, но, мне кажется, очень важный в тенденциях - проект «Майdан's» телеканала «Интер».

2. Вы знаете, я не слежу за публицистическим вещанием. Единственная программа в жанре инфотеймент, которую я смотрю, -- это «Сніданок з "1+1"». Считаю ее самой интересной на данный момент.

3. «Холостяк» и «Майdан's» . Потому что они в новых жанрах.

Таких дейтинг-шоу, как «Холостяк», раньше не было. Вот только «Любовь с первого взгляда» когда-то очень-очень давно шла с таким же успехом. И после долгого перерыва произошло такое возобновление рич-рейтинг-реалити. Также очень хороший пример постток-шоу с Анфисой Чеховой, где тоже все было очень грамотно и профессионально драматургически выстроено. Давно не было такого хорошего ток-шоу на украинском ТВ.

А «Майdан's» - пример такого «площадного», «флешмобного» телевидения. Такие проекты есть на Западе, а тут никто не рисковал. Честно говоря, и мы когда-то над возможностью запуска такого проекта думали, но как-то побаивались. А «Интер» - молодец, они пошли таким тяжелым экспериментальным путем и выиграли. Начинали с очень низких цифр, но тренд был очень позитивным: с каждым эпизодом доля проекта поднималась, в конце они более чем в два раза подняли долю. И это несмотря на то, что канал достаточно «взрослый», консервативный, а программа - «молодая» и динамичная. И «Майdан's»  оказался жизнеспособен (скоро будет второй сезон) - благодаря упорству «Интермедиа» как продакшн-компании и руководству «Интера», Зеленского и его команде. Я считаю, что к таким результатам привела их двойная вера в то, что они были на правильном пути, и не свернули.

4. Знаете, много есть каких-то проходных программ. Мне сложно говорить, я не хочу никого обидеть. Пусть говорят телезрители, мы же все заангажированы. Если бы я не занимался телевидением, я бы вам конечно рассказал:).

Чего-то такого возмутительного, честно говоря, и не было. Не могу сказать, что это антисобытие. Мне жалко только, что новый проект «Рюрики» на ICTV с участием очень-очень одаренного Андрея Молочного не получил таких рейтингов, как «Файна Украйна». В дуэте с Притулой было интересней. Я понимаю, что Андрей талантлив и что он в поиске, но все-таки, мне кажется, рановато закрыли «Файну Украйну». Был в ней потенциал, и можно было в нее какие-то «новые линии» вносить. Как известно, юмор на телевидении - это самое сложное. И «Файна Юкрайна» - это был действительно украинский юмор, поистине национальный, что бывает редко. Не «шароварный», не безвкусный.... Я поклонник этого проекта, мне жалко «Рюриков». Я понимаю, что если цифры не очень значительны, значит, недолгим будет проект. Но я желаю Молочному не отчаиваться, а идти дальше.

Валентин Коваль, генеральний продюсер М1/М2:

1. Первая тенденция - колоссальный рост развлекательных шоу практически на всех каналах. Вторая - большинство этих шоу не оригинальные, они сделаны по лицензии на иностранные форматы. Третья тенденция - снижение интереса и внимания к новостям. Причем как со стороны тех, кто эти новости производит, так и тех, кто их потребляет.

2.1. Формально информационное вещание развивается. По крайней мере, количественно. И качественно - с точки зрения телевизионного производства. Другой разговор - содержательная сторона развивается в меньшей степени, если не сказать, что не развивается совсем. Обсуждаются те вопросы, которые так и ли иначе уже были обозначены в коротких сообщениях в интернете. То есть круг тем сузился, а глубина их проработки оставляет желать лучшего.

2.2. Могу четко отметить в отношении СТБ повышение постановочного, художественного уровня развлекательных программ. К сожалению, трудно назвать это тенденцией, потому что все остальные проекты являются шагом вперед только по факту своего появления, но никак не по технологиям, качеству дизайна, света и т.д. Большинство шоу находятся в том же состоянии с точки зрения художественной постановки, что и год назад. С моей точки зрения, прогресс есть только в программах, которые делает СТБ.

3. Предпочел бы оставить этот вопрос без ответа.

4. Для меня как зрителя антисобытием является выбрасывание килограммов еды в урну на «Плюсах» (проект «Пекельна кухня» - ТК). Я считаю, что в стране, в которой треть населения вообще не видела в своей жизни красной рыбы, показывать на общенациональном канале, как эта рыба летит в помойку, - не годится. Я мог чего-то не заметить в других программах - всего того вранья, к которому мы уже привыкли, - именно потому, что мы к такому привыкли. Говорю о том, что лично меня отвратило. Недостойная история.

- На СТБ такого не будет:)? (Осенью СТБ запускает аналогичное шоу - «Мастер-шеф». - ТК)

- Если будет, то через полгода я буду критиковать их точно так же.

Этот формат идет везде, я видел немецкий, там то же самое.  Но в Германии нищенствуют те, кто решил, что он будет нищим. А в нашей стране, к сожалению, бедные не выбирают себе судьбу.

Еще была такая поговорка: что ж вы матом ругаетесь, вам же потом этими руками хлеб брать. Вот эта ругань, даже запиканная, в кулинарном шоу лишняя, недопустимая. Это мое чисто зрительское ощущение - не менеджерское, не профессиональное.

Галина Пілютіковакерівник департаменту власного виробництва СТБ:

1. Видно невооруженным глазом, что сейчас популярны различные талант-шоу. Уже не первый сезон их в эфире огромное количество, причём одного направления. Условия конкурсов довольно похожи, поэтому, думаю, их уже путают зрители, не понимая, за каким именно проектом следить.

Несколько утомляет однообразие на различных каналах. Но если это делается, то пока, наверное, есть спрос. Дальше просто произойдёт естественный отбор. Те, кто делает более качественную продукцию, выживут. А остальные умрут своей смертью:).

Судя по тому, что происходило в весеннем и, как ожидается, будет происходить в осеннем сезоне, развлекательная составляющая сейчас главная в телевизионном производстве. На такие программы делают ставку все каналы. Количество развлекательных проектов уже тоже, пожалуй, зашкаливает за необходимое для зрителей. Потому что происходит некая путаница: близкие тематики, схожие правила игры. Но, с другой стороны, благодаря конкуренции повысился уровень производства: идёт борьба за зрителя, каждый канал старается сделать программу лучше, неожиданнее, качественнее. Думаю, всему украинскому ТВ эта тенденция дала положительный эффект: в итоге мы получили телевидение достойного уровня.

2. На нашем канале таким событием можно назвать программу «Холостяк», которая неожиданно выстрелила высокими рейтингами, вызвала повальный интерес зрителей. Куда ни придёшь, первый вопрос у людей, которые узнают, что ты работаешь на СТБ, - о «холостяке, о девочках». То есть получилось не просто реалити, а какая-то школа жизни:). Одним нравится, другим нет, но, тем не менее, проект завладел умами не только женщин, но и почему-то и мужчин, и детей. Все его обсуждают. А значит - «Холостяк» стал событием и для нас.

3. Ввиду загруженности я не так активно просматриваю все программы. Обычно знакомишься с лучшими проектами - чтобы поучиться, какие-то выводы для себя сделать. Возможно, и было такое «антисобытие», но оно прошло мимо моего взора.  

Я думаю, что опыт любых программ, даже со знаком «минус» - это всё равно те ошибки, на которых учатся и производители этих программ, и те, кто их видит. У меня оптимистический взгляд на сей счёт: для того, чтобы сделать что-то гениальное, нужно вначале совершить ошибку.

Олександр Глущенко, видавець журналу «Медіасат»:

1. Телеканалы переходят на собственное производство, покупают форматы и начинают конкурировать между собой собственным продакшном - «Майdан's», талант-шоу, «Голос країни». В развлекательных проектах лучше всех, конечно, отличились «Интер» и СТБ.

2.1. В принципе, никаких особых «заявлений» не было. Я не заметил, что в этом направлении телеканалы делали какую-то ставку на информационное вещание, то есть новых информационных программ не появилось. У каждого телеканала есть новости, и, в принципе, ничего такого сверхъестественного, особенного и радиально нового не произошло, чтобы заметить это и поставить какому-то телеканалу «галочку».

2.2. В эфире украинских каналов очень много развлекательных проектов. Хотелось бы  больше документалистики и научных программ.

3. «Майdан's». Очень дорого, очень массово, очень эффектно - даже Крещатик перекрывали ночью. Это шоу нельзя было не заметить. Привезти 500 человек для того, чтобы они танцевали синхронно... Сразу приходит аналогия с олимпиадами в Китае и Корее, где 10 тысяч людей синхронно танцуют и рисуют какие-то фигуры.

А если судить по статистике запросов сайта (ProTV.NET.UA . - ТК), то, конечно,  «Холостяк» на первом месте. Лично я не понимаю, как могут 38 девушек влюбиться в одного «хлопчика» и потом страдать, ведь победит лишь одна,  но мое впечатление - все смотрели «Холостяка». Если брать статистику уникальных IP-адресов, то на первом месте СТБ по смотрибельности, а на втором - «Интер». 

4. В принципе, все наше телевидение - «антиподія». Каналы пытаются копировать друг у друга что-то, разве что СТБ своим особенным форматом отличается. При этом случаи «выстреливания» единичны.  Если позакрывать логотипы, то один канал от другого отличить, наверное, очень проблематично.

Поэтому нашим телеканалам нужно занимать свои ниши, делать какие-то эксклюзивные продукты, которые будут отличать их друг от друга. Так что можно сказать, что наше телевидение развивается слабо.

По данным журнала «Український тиждень» о количестве контента российских телеканалов на украинском ТВ, там соотношение безумное. Наши телеканалы - просто калька с российских. И в основном укрианским зрителям предоставляют контент, который «сняли» в Украине или России, но «крутили» первыми в РФ. Есть единичные случаи съемки каких-то шоу на основе покупных форматов или собственных идей, но все остальное - сериалы и фильмы - покупные, и я не понимаю, почему Украина не может самостоятельно заниматься продакшном для украинских телеканалов. Да, удовольствие не из дешевых, дорогое занятие, но в принципе можно было спокойно снимать и отправлять в Россию именно украинский контент, а не российский контент, отснятый в Украине или снятый россиянами для россиян. Похожесть на российские телеканалы - это самый главный минус нашего телевидения, нужно обосабливаться и пытаться стать независимым телевидением.

Олег Вергеліс, редактор відділу культури тижневика «Дзеркало тижня. Україна»:

1. Закупівлі, продажі, інші речі останнім часом на українському телебаченні у весняному сезоні мене щиро не цікавлять. Тому що весь контент, який з'являється на майже 15 національних каналах, або дублює, або сканує, або «передражнює» якийсь інший продукт, і тому навіть серйозно міркувати на цю тему мені, чесно кажучи, не хочеться: що вони купляли, і що вони вкрали і т.д. Я скажу єдине - у всьому має бути міра, і зокрема вона має бути у тому, яка кількість однотипного контенту з'являється й там, і там, і там. Тому вектор моїх інтересів зараз в зовсім інших каналах - це канали нішові, просвітницькі, канали документального кіно, іноді музичні і т.д. А події на загальнонаціональних каналах мене взагалі дуже мало цікавлять.

2. 1. Мені приємно, по-перше, що на 5-му каналі з'явилась Аня Безулик. І хай там у неї не надто великий рейтинг, як, може, хтось чекав, але в неї є свої симпатики, і вона все-таки наша українська національна ведуча, вона достойна людина.

Про новини, про їх форматування на вашому сайті пишуть часто, я нічого нового не додам. Мене єдине, що іноді дивує - я не придираюсь, але іноді все-таки має бути якийсь «фейсконтроль» підходів до пошуків ведучих інформаційних програм. Інша справа, коли публіцистичні, розважальні, навіть мистецькі - тут можуть бути різні варіанти. А от «фейсконтроль» щодо ведучих інформаційних програм має бути. Іноді мене дуже дивують ці репортери: ніби в ПТУ наловили, поставили, і вони щось диктують.

А так - ну намагаються порівнювати дві точки зору. Звичайно ж, має бути точка зору і влади, і опонентів, і т.д. Але всі новини зараз, як ви знаєте, наше коло людей, журналістів, телекритиків знаходить на сайтах. А широкий загал, можливо, ще це сприймає. Може, це з часом відійде. Я Euronews дивлюся...

2.2. Центральні телевізійні канали багатьох західних країн апелюють зараз до такого, я б сказав, побутово-сімейно-аматорському напряму. Моя  подруга живе зараз в Італії, я запитую: «Ну що там у вас показують?». Там величезна кількість каналів, тобто вибір  у них великий, але так звані головні недалеко втекли від наших: змагання домогосподарок.

От у нас зараз останні сезони йде боротьба за таланти. Їх вишукують у величезній кількості, це тренд не тільки цього сезону, а й попереднього. Дуже смішно буде, коли, наприклад, восени на всіх каналах буде своє талант-шоу: на «Новому» - «Фабрика зірок», на «Інтері» -  Кіркоров («Шоу№1» - ТК), на «Плюсах» -  «Голос країни», ну, а на СТБ взагалі все - талант-шоу. Уже буде змагання, чи лишаться взагалі не знайдені таланти. Вони вже, бідні, ходять з кастингу на кастинг. В цьому вже, можливо, і є якийсь тренд сезону, тому що у нас для безробітних є «прекрасна забава» - ходити на кастинги і сподіватися на щирі виграші. Тобто це якась дійсно партійна турбота регіонів: щоб люди не сиділи без діла, а ходили на всі кастинги такими групами - селами, містами. Це «прекрасна» така технологія. І «Інтер», і всі канали - «ловимо, шукаємо». І «відволікаємо», звичайно.

3. Ніяке явище я не вважаю головною подією. Яке явище, скажіть, може бути головним, коли не відбулося відкриття якоїсь особистості - чи то в розважальному форматі, чи то публіцистичному. Ми всі трошки доношуємо старе.

А запуски нові - «Голос країни», наприклад, - це програма більш-менш якісна. Все-таки мені приємно, що в цьому проекті є «ставка», є режисерській підхід. Це програма не про фріків і не для фріків, а є якесь намагання трошечки подивитись професійно на цих людей: не як на таких «мавпочок в клітці», над якими жартують. Навряд чи в подібних проектах доходить колись до чогось серйозного, але в цьому сенсі шоу «Голос країни» більш-менш виграшне.

4. Важко сказати, яка подія антиподія, куди не кинь - ти її знайдеш. Настільки все строкате і суперечливе, що виділяти щось одне я би не став. Різні речі обурюють. Іноді мене дивує програмна стратегія  Першого національного - мені невідомо, чому він так називається до цих пір.

Єгор Бенкендорф, генеральний директор Національної телекомпанії України:

1. Кризис подкосил производителей. На рынке ощущается резкая нехватка контента, как ввиду малой производительности студий, так и ввиду просто бешеной конкуренции между покупателями контента. Ну и на лицо дефицит новых идей.

2. Информационно-публицистическое вещание по-прежнему лидирует среди остальных видов вещания, причем как на крупных, так и на небольших каналах. По крайней мере, об этом говорят показатели. Развлекательное вещание тоже занимает свою нишу,  многие проекты подросли. Единственное, мне кажется, в стране уже перебор с талант-шоу. Хотя, конечно, спрос рождает предложение.

3. «Майdан's», однозначно. Идея давно витала в воздухе, но осуществили ее только сейчас. Она не похожа на все остальные талант-шоу, она грандиозна, она притягивает к себе огромное количество людей.

4. «Майdан's», однозначно. Несмотря на все вышесказанное - показатели не оправдали ожиданий и не соответствуют идее.

Андрій Коваль, маркетолог-аналітик Нового каналу:

1. Найбільш очевидною тенденцією останнього сезону є посилення власного виробництва. Практично всі основні канали або переорієнтували, або знаходились в процесі переорієнтації програмних сіток на продукцію вітчизняних продакшнів. Якщо в попередні сезони канали не поспішали ставити продукцію власного виробництва в прайм-тайм, то в сезоні 2010-2011 прайм-тайм трьох з шести українських каналів (СТБ, Новий, «1+1») мінімум наполовину заповнювався не закупним продуктом, причому деякі ставили продукт, який спочатку задумувався для показу на каналах другого-третього ешелону.

Загальнонаціональні канали по-іншому поглянули на прайм-тайм будніх днів. Якщо раніше великі дорогі шоу планувались на вихідні або п'ятницю, то зараз намагаються поставити одне велике шоу кожного дня. В принципі, це дуже схоже на те, як програмуються великі канали в Європі та США.

Другою характерною рисою є зменшення ваги серіального продукту. Так, для більшості каналів «великої шістки» він залишається «рейтингоутворюючим», однак поступово серіали здають свої позиції реаліті-шоу (в широкому розумінні, як non-scripted formats). В принципі, це також загальносвітова тенденція. В США останній сезон відзначився величезним успіхом шоу Jersey Shore, показник якого, незважаючи на те, що виходило воно на кабельному каналі, в 2011 році сягнув майже 9 млн глядачів, що перевищувало аудиторію трансляцій американських національних мереж. Дещо схожим був ефект шоу My Big Fat Gypsy Wedding для британского Channel 4. Після запуску шоу «Холостяк», «Пекельна кухня», «Співай, якщо можеш» стало зрозуміло, що українських глядач принципово не відрізняється від тих, для кого знімали ці шоу на Заході. Поступово Україна виходить з узбіччя сучасного світового ТБ, і слід очікувати на появу інших форматів, які раніше вважались «чужими» для нашої країни.

Остання тенденція неминуче призводить до зменшення ваги закупного продукту, оскільки більшість серіалів, що транслюються на нашому ТБ, імпортуються, головним чином, з Росії. На зниження ваги закупного продукту також повипливав той, факт, що останній сезон не можна вважати вдалим для російського серіального виробництва. За цей час не вийшло жодного яскравого хіта, який би потенційно міг принести українським каналам більше 20% частки перегляду по активній, затребуваній рекламодавцем аудиторії. Крім того, слід відзначити, що смаки української та російської аудиторії поступово розходяться. Не все, що більш-менш успішно проходить в Росії, знаходить хороший відгук у нашої публіки. Як приклад можна назвати показ серіалу «Закрита школа».

Поступово втрачає свою вагу голлівудське кіно, яке переорієнтувалось на виробництво фільмів-атракціонів, де основним є якість комп'ютерних ефектів, ефекти 3D, або мультфільмів для маленьких дітей. Це важко сприймає традиційна ТБ-аудиторія, яка у більшості і плазми не має.

2.1. Інформаційно-публіцистичні програми напряму залежать від соціально-політичної ситуації в країні. Не можна сказати, що актуальна політична сфера якось особливо стимулювала розвиток відповідних телевізійних продуктів. Не варто розраховувати на якісь динамічні зміни в цій сфері виробництва, оскільки основою успіху цих програм є гострота тем. Поки що важко відзначити якусь готовність до руху в цьому напрямі. Оскільки для комерційного ТБ публіцистика цікава лише з огляду на те, яку кількість аудиторії вона може привабити до екранів, великих інвестицій в цю сферу немає, а значить - немає у виробничих командах креативних редакторів, професійних ресьочерів, режисерів та продюсерів, немає яскравих великих продуктів. Серед тих, що вийшли в ефір навесні, можна відмітити плюсівський «Рівень секретності 18».

2.2. Розважальні шоу, з професійної точки зору, можуть вважатись гордістю українського ТБ. Так, більшість з них є форматними, але й формати теж потрібно вміти якісно реалізовувати. Наприклад, у Росії і Франції не вдалось успішно адаптувати «Х-Фактор», а українську адаптацію «Хто проти блондинок» правовласник формату вважає однією з найкращих. Завдяки таким шоу як «Інтуїція», «Хто проти блондинок», «Мрії здійснюються,» «Х-фактор», «Холостяк», «Пекельна кухня», «Обмін жінками» та інших українське ТБ отримало імпульс для розвитку нових ідей, перейняло технології не лише зйомок, сценографії, відеодизайну, а й організації роботи. Українські професіонали почали спілкуватись з більш широким колом спеціалістів, не лише російських.  З'явились команди, які з часом розробляють власні, оригінальні проекти. Наприклад, шоу «Здравствуйте, я - ваша мама», за підсумками січня-травня 2011 року з рейтингом 11,55% стало кращою трансляцією серед комерційної ЦА 14-49 (міста 50 тис.+), програма в досить важкій конкурентній боротьбі перемогла адаптації відомих світових форматів.

Українське серіальне виробництво залишається сферою поодиноких успішних експериментів. Безумовною подією в цьому жанрі став вихід серіалу «Бомбер» на ICTV.

3. Поява власних успішних прайм-таймових програм в умовах конкуренції світових форматів. Це є ознакою того, що ринок подолав певний бар'єр, коли вже очевидно, що індустрія готова самостійно продукувати якісну і цікаву для аудиторії продукцію в прайм-тайм, і ця продукція успішно конкурує з форматами, «випробуваними» на десятці інших ринків. Так, можна називати аналогічні приклади 5-7 річної давнини, але рівень конкуренції в той час був зовсім іншим. Перевага метрових каналів була настільки разючою, що високі показники їх продуктам було майже гарантовано.

4. Немає таких. Будь-який досвід є конструктивним, він збагачує і стимулює до досягнення нових цілей.

Олена Дурманова, керівник аналітичної служби телеканалу «Інтер»:

1. Очень много развлекательных программ. Относительно закупок - идёт ажиотажный поиск удачных форматов. И основная борьба сейчас в области форматов.

2.1. Для «Интера» это самая благодатная тема. Мы всегда лидировали в информационно-публицистическом эфире, и не сбавляем темпы. Не могу отметить это на телевидении в целом, но могу точно сказать об «Интере», что это остается важной составляющей частью. Мы будем продолжать заниматься производством документальных продуктов, и новости у нас остаются сильными.

2.2. Развлекательные проекты активно развиваются на всем телевидении. Они уже не новость ни для кого, это мейнстрим уже второго сезона, что говорит о многом. Осенью будет, наверное, пик. Со стороны каналов. А со стороны зрителей уже будет наблюдаться реакция «после пика» - когда пресыщение уже наступило.

3. Ничего нового вам не открою - «Холостяк». Я, как человек, который отвечает за зрителя, сужу по рейтингам. Безусловно, шоу «Холостяк» телеканала СТБ заслуживает уважения с точки зрения выбора правильной коммуникации со зрителем, правильного и востребованного продукта.

4. В основном, я слежу за ошибками нашего канала, а других оцениваю больше в ключе успеха. Было много неуспешных проектов на разных каналах. У всех свои причины, но одной глобальной большой проблемы не было.

Ірина Костюк, генеральний продюсер каналу ТЕТ:

1. Тенденция увеличивающегося объема собственного производства, а если конкретнее - увеличение количества адаптаций зарубежных форматов. Согласно некоторым исследованиям, Украина в этом сезоне была чуть ли не в первой тройке стран, закупивших и адаптировавших наибольшее количество международных форматов. За последние полтора года каналы и продакшны Украины скупили и адаптировали больше форматов, чем за предыдущие 5 лет вместе взятые.

Тенденция в закупках телеконтента - очередной виток неоправданного взвинчивания цен... Уровень цен для всей первой шестерки уже давно сравнялся, и в погоне за ключевым продуктом он достигает иногда немыслимых высот.

3. Тут я придерживаюсь простой логики: что самое рейтинговое было в сезон - то и событие. А значит, это «Холостяк». Учитывая стремительную и беспрецедентную динамику каждого следующего выпуска (начав с 10% доли,  закончили со 30-кой), это событие вдвойне.  Отдельный респект тем,  кто проводит кастинг,  за отбор правильных персонажей, а маркетингу и промо - за то, что умеют из этих персонажей делать национальных героев.

4. Вертикальная линейка собственных проектов на «Интере» в 22:22 и «28 новых проектов за 30 дней».