Егор Бенкендорф: «Канал платит Шустеру за программу 12 гривен»

5 квітня 2011
Егор Бенкендорф: «Канал платит Шустеру за программу 12 гривен»

- Егор, прошел год, как вы занимаете должность гендиректора Первого национального, какую оценку поставите себе за работу?

- Нагло ставлю себе 4 с плюсом.

- Почему не меньше?

- У Первого национального есть некие возможности, точнее невозможности, но по рейтингам мы сейчас на 8-м месте, а были на 15-м. Мы смогли переманить к себе Савика Шустера с его «Шустер live», запустить «Глубинное бурение», гостями которого были Никита Михалков, Сергей Безруков, ждем Горана Бреговича, нобелевских лауреатов. Наконец-то подписали договор с телеканалом «Евроньюс», который начнет свое круглосуточное вещание на украинском языке 24 августа. У канала будут две редакции: одна во Франции, они будут переводить европейские новости на украинский язык, вторая - в Киеве - готовить наши новости (киевскую редакцию «Евроньюс» возглавит вице-президент НТКУ Валид Арфуш. - Авт.). Самый большой плюс, что сможем формировать имидж Украины в более выгодном свете. А «Евроньюс» войдет в группу Первого национального, как, например, К1 и «Интер». Мы уже провели предкастинг журналистов, желающих работать на «Евроньюс», осталось, чтобы их утвердили французы... Среди них есть знакомые лица, но не хотел называть имена, поскольку они работают на украинских каналах.

- А как изменился штат, вы уже подписали с сотрудниками коллективный трудовой договор?

- Сократил где-то 250 человек, изначально было около 1800. А трудовой договор не подписали - он еще в разработке. Конечно, наш бич - это зарплаты. Кстати, с 2005-го Первым национальным было накоплено множество долгов, и мы отдали порядка 60 процентов от этой суммы, а это больше 40 млн гривен.

- Признайтесь, как вам удалось заполучить Шустера?

- Ну уж точно не гонораром! У нас есть договоренность, что Первый национальный не несет затрат по производству «Шустер live», это ложится на плечи спонсора проекта, не платит Савику зарплату. Одна его программа официально обходится каналу в 12 гривен. Кроме того, подписали договор, что не будет цензуры или какого-то влияния на редакционную политику программы. И еще Шустер сможет делать несколько социальных проектов, один из них - «Про что кино».

- Насколько я знаю, ведущий «Глубинного бурения» - Андрей Пальчевский - он же и спонсор своей программы...

- Да, он сам договаривается со знаменитостями, занимается их привозом, размещением, оплачивает гонорары, борды с рекламой «Глубинного бурения». Канал не тратит ни копейки. Кроме того, Пальчевский, которому принадлежит медцентр «Евролаб», спонсор и «Шустер live», но это уже их отношения (поговаривают, студия Шустера получает от него в пределах 800 тысяч гривен в месяц. - Авт.).

- Он пошел в ведущие ради публичности?

- Нет, я сам попросил, мы с ним давно дружим. И вообще у Андрея достаточно денег, чтобы сделать себе любую публичность.

- Вы хотите сказать - он устраивает вас как ведущий? Или в этом случае - кто платит, тот и музыку заказывает?

- Про музыку - не в нашем случае. Но Андрей меня устраивает. Просто богатых у нас не любят и многие пытаются укусить Пальчевского. А он очень сильно помогает НТКУ, как и Шустер, который делает нам рейтинг и меняет отношение к каналу.

- И все же прошел год, от вас ждут программы, с которой вы сможете «выпендриться». Такая есть в перспективе?

- Взорвать эфир можно, когда у вас есть много денег, или выключить все каналы кроме Первого национального. Наш бюджет - 80 млн гривен - это то, что выделяется из госбюджета, еще какую-то сумму может заработать сам канал - на рекламе, спонсорстве. Например, в прошлом году мы заработали 79 млн гривен, но был чемпионат мира по футболу, предвыборная кампания. В этом году в планах - 46 млн гривен. Так вот, когда вычесть из 80 млн то, что мы платим за сигнал, то, что идет на зарплаты и т.д., то на производство своего телепродукта остается около... 4 млн гривен в год, это примерно $500 тысяч (украинские коммерческие каналы, по нашей информации, только на сезон выделяют до $100 млн. - Авт.). Для примера, снять 10 серий сериала экономкласса стоит $150 тыс., а если что-то взрослое, допустим, «Ликвидацию», то 10 серий обойдутся в $5 млн. Но мы сняли документальный фильм «Life lost» («Потерянная жизнь») о десяти женщинах, которые отбывают в колониях пожизненное заключение. Вот представим его на Международном показе документальных программ MIPDOC в Каннах, а в середине апреля - в эфире.

- А как насчет того, чтобы сделать ток-шоу по типу Малахова «Пусть говорят», в котором обсуждать темы, что на слуху, тот же взрыв в Японии...

- Мы не остаемся в стороне от этих тем, поднимая в наших программах. Но чтобы снять одну программу по типу «Пусть говорят», нужно порядка $75 тысяч. Этого пока канал не потянет.

- Еще волнует «Евровидение». Почему отбор опять прошел со скандалом?

- Было много обвинений: и что Джамала нам заплатила, и что чьи-то голоса пропали, я говорил - обращайтесь в правоохранительные органы, но дальше слов не пошло. А вообще НТКУ имеет право выбирать участника и закрыто, и открыто, мы же показали все этапы. Да так, что нам потом западные коллеги говорили, чтобы мы вели себя жестче, не поддавались на провокации. Доходило до смешного, когда решили пересчитать голоса жюри, мол, как так получилось, что поставили такие оценки, и кто-то предложил: пойдемте посовещаемся, я сказал: «Стоп! Всем оставаться на местах и протоколы с подписями принести сюда!». Если бы мы сдвинулись с места, то людям это опять давало бы почву для разговоров, да и за закрытыми дверями кто-то мог кого-то уговаривать. А проиграла Джамала, думаю, из-за того, что ее поклонники расслабились, почему-то у многих была уверенность, что 100 процентов едет она, мол, уже все проплачено.

- Но вам же предлагали?

- Со мной пытались разговаривать представители практически всех участников, но как только речь касалась денег, я эти разговоры пресекал. Кстати, после этого переговорщики шли на попятную и говорили, что я их неправильно понял, они просто хотели узнать, нет ли гарантий, что кто-то уже точно поедет, кто у меня в фаворитах.

- А кто у вас был в фаворитах?

- Все были слабенькие. Хотя я тоже считал, что поедет Джамала, по крайней мере, ее песня «Смайл» на «Евровидении» - это гарантированная пятерка, или же Злата Огневич. В фаворитах Мики Ньютон не было.

- Так какие шансы у Мики?

- Если это парень, то максимальные шансы у представителя с неоднозначной ориентацией. Нетрадиционалы проголосуют как за своего, девочки, как и дамы постарше, не разберутся, кто он и тоже за него (под эту категорию подходят Дима Билан, Александр Рыбак. - Авт.). Группы могут брать эпатажем, те же «Лорды», а девушки - либо эксцентричностью, как, например, Руслана, либо выезжать на образе «умницы, скромницы, спортсменки и просто красавицы». Вспомните прошлогоднюю победительницу - Лену Майер из Германии, которая, кстати, и в этом году участвует в «Евровидении». Симпатичная, простая, скромно одета - черные колготки, юбка ни короткая, ни длинная. В итоге голосовали за нее и парни (своя девчонка), и девушки (зависти не вызывала), и домохозяйки (считай, как их дочка). Вот и Мика Ньютон может сражаться только балладами, но над ее имиджем скромницы еще нужно поработать, как и с балетом и над пиар-кампанией. Но ее песню «Ангелы» мы точно менять не будем.

- А финансово помогать артисту Первый национальный будет, как это делают российские каналы, отправляя своего участника на «Евровидение»?

- Нет, мы и в том году Алеше не давали деньги. Во-первых, бюджет того же телеканала «Россия» - 1 млрд долларов, а Первого международного (бывший ОРТ. - Авт.) - 1,5 млрд. А НТКУ - 80 млн гривен. Но дело даже не в этом. Мы проводим конкурс, даем эфиры, соответственно, идет раскрутка, а потом какой-то продюсер только снимает сливки с артиста за корпоративы. Нет уж!

- Какие выводы по проведению отбора вы сделали для себя?

- Вряд ли в следующем году будет голосование через сайт. То есть выбирать будут зрители и жюри - 50 на 50, причем хотим, чтобы жюри голосовало в открытую, а от зрителей засчитывалась с одного номера только одна SMS-ка.