Об ответственности телевидения за состояние общества

1 липня 2010

Это интервью интернет-издание «Телекритика» получило от генерального директора Первого канала. В нем Егор Бенкендорф ответил на вопросы, которые сам считает наиболее актуальными и важными. Автор материала не указан. «Телекритика» опубликовала материал с минимальными редакционными правками, оставляя формулировки вопросов и ответов без изменений.

«День» публикует текст интервью с сокращениями. Надеемся, что сформулированные генеральным директором стремления в работе НТКУ вскоре станут очевидными и для нас, и для телезрителей Первого Национального.

«Сегодня нет дееспособной законодательной базы, которая регламентировала бы переход от государственной модели телевидения, какой де-факто и де-юре является НТКУ - к общественной. Поэтому речь идет о нашем стремлении соответствовать принципам, сформулированным основателем первой общественной телерадиокомпании Би-Би-Си, лордом Джоном Рейтом: «информировать, просвещать, развлекать».

Большинство украинских телеканалов работают по принципу «развлекать и манипулировать». А глагол «развлекать» в формуле Рейта недаром стоит на последнем месте, поскольку его функция вспомогательна. Имеется в виду, что информирование и просвещение должны быть интересными, говоря профессиональным языком - смотрибельными. Развлечение должно быть приложением к чему-либо, но не должно быть вещью в себе, не должно ставиться в главу угла - иначе это ведет к деградации как авторов таких проектов, так и зрителя.

У нас общественно-политическое вещание давно превратилось в развлекательное. Что дают зрителю эти многочисленные политические ток-шоу, многие из которых сделаны, безусловно, качественно и профессионально, чем они его обогащают? Это толчение воды в ступе из года в год, это жонглирование словами людей, которые во время эфира, кажется, готовы задушить друг друга, но как только красные лампочки телекамер гаснут, они удивительным образом превращаются в закадычных друзей, обнимаются и целуются и вместе, весело, с мигалками, уезжают в Конча-Заспу.

Я говорю это не к тому, что я против ток-шоу и на Первом Национальном их не будет, вовсе нет. Мне бы просто хотелось, чтобы все многообразие жизни в Украине искусственно не суживалось до этого мирка - до того, например, как удачно депутат А. поддел депутата Б. в программе Ш. или К.

Ведь у нас все население страны чуть ли не поименно знает всех политиков - высших чиновников, депутатов, а это, между прочим, сотни лиц. А попроси среднестатистического зрителя назвать хотя бы десяток украинских писателей, художников, музыкантов, ученых, правозащитников - это смогут считанные единицы. Ответственность за такую ситуацию несет, в том числе, телевидение.

Полагаю, главный национальный канал, существующий на деньги налогоплательщиков, должен вести за собой зрителя, а не играть его подсознанием. Убежден, что в своем подходе мы должны ориентироваться на вершины человеческого сознания, а не на биологию. Конечно, биологический подход проще и прибыльнее - показал дерущихся депутатов или, скажем, катающихся на коньках «звезд», и у тебя уже рейтинг, а вершинный подход - куда более долгоиграющая ставка, зато дивиденды от нее получит не кучка собственников, а миллионы людей.

Что же касается слухов о выведении Первого национального из госсобственности, то хочу напомнить, что, согласно закону, приватизация НТКУ запрещена. Слух абсолютно нелепый и дикий...

Уже сейчас могу сказать, что будет нашим базисом, нашим фундаментом. Это те самые незыблемые каноны лорда Рейта: Первый Национальный будет объективным и беспристрастным, социально ответственным и просвещающим людей, независимым от политиков, постоянно повышающим стандарты качества своих программ.

Мы заключили договоры о сотрудничестве с рядом зарубежных телеканалов - теперь, например, польские телеканалы будут передавать для нас сигнал, делать для нас видеоматериалы или предоставлять архивные материалы. Это позволит реанимировать новостную структуру Первого Национального и станет подспорьем в развитии направления документального кино, которому мы будем уделять особое внимание.

Запланировано строительство новой цифровой аппаратной с памятью на 30 тысяч часов. С сентября собираемся начать спутниковое вещание в пакете «НТВ+» на Россию. Спутниковая аппаратная даст возможность планировать и запуск украинского EuroNews.

Би-Би-Cи - это, конечно, классический пример того, чего у нас в стране никогда не было, но, я надеюсь, все же будет - исправно функционирующего общественного договора.

- Почему вы решили сократить 93 человек, в том числе известного комментатора Сергея Дерепу?

- Я понимаю их обиду на меня и связанные с этим письма, которые они написали руководству страны. Конечно, они меня не любят за то, что я их сократил. Но у меня вопрос - а любил ли зритель то, что они делали? И все же большинство работающих на Первом Национальном - крепкие надежные профессионалы, которые хорошо понимают, что все происходящее на канале за последние годы, иначе как вялотекущей агонией не назовешь, и исправить ситуацию можно только путем реформ.

Мы планируем сократить 158 человек. Девяносто две позиции мы уже подали профсоюзу. Ждем от них ответа. Никакой второй волны, третьей волны не будет. Мы стараемся сделать процесс максимально прозрачным и ждем понимания от профсоюзов и сотрудников. Все сотрудники будут сокращены законно, все получат зарплату и положенные по закону компенсации.

[Финансовая модель будущего общественного телевидения] может быть какой угодно: абонентская плата - как у Би-Би-Си и японского NHK, абонплата и реклама - как у немецких ARD и ZDF. Можно даже предложить и финскую модель, когда общественное телевидение финансируется за счет рекламных поступлений частных телеканалов (могу, правда, представить, какую это вызовет реакцию у собственников). В конце концов, это может быть частичное субсидирование государством, как во Франции.

Количество рекламы должно быть сведено к минимуму уже сейчас.

Вопрос финансового, правового, административного устройства будущего общественного телевидения должен быть предметом публичной дискуссии, диалога власти и профильных экспертов, возможно, темой общенационального референдума.

Фактически мы хотим, чтобы Первый Национальный стал институтом гражданского общества. Это наша задача максимум - создать общественное телевидение де-факто...»