Мой дед - герой!

19 травня 2010

65-летию Победы «Комсомолка» продолжает знакомить читателей с теми, кто сражался за Родину. Сегодня о своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной, рассказали известные киевляне. Их родных, свидетелей тех тяжелых лет, к сожалению, уже нет в живых, но дети и внуки хранят память о них.

Тележурналист, советник министра внутренних дел Украины Константин СТОГНИЙ: «Дед погиб в концлагере»

- Своими двумя дедами я очень горжусь! Сейчас я пытаюсь заполнить белые пятна в их героической биографии. Пока что накопилось больше всего информации об отце моего папы Стогние Федоте Сазоновиче. Родом он из Черкасской области. В войну был младшим сержантом. Дошел до столицы Австрии - там его застала весть о Победе. Получил множество наград, среди которых очень редкие, например, медаль «За освобождение Вены». Кроме того, ему дали две медали «За отвагу» и орден Славы. Федота Сазоновича ни разу даже не ранили! Вернулся домой живым и невредимым.

Лавров Василий Иванович

С другим моим дедом, по маминой линии, - Лавровым Василием Ивановичем - история посложнее. Его отправили на фронт в самые первые дни войны. А мать появилась на свет 12 сентября 1941 года. Он даже не узнал, что у него родилась дочь! Спустя несколько месяцев дед исчез. В те времена пропавших без вести считали чуть ли не врагами народа. Семья мамы оказалась у властей в немилости, приходилось выживать в страшных условиях. Только немногие, кто понимал и сочувствовал, им помогали. Однажды бабушку вызвали в военкомат и вручили официальное письмо, где говорилось, что ее муж нашелся. О дедушке писали очень хорошо и называли его героем. Как выяснилось, Василия Ивановича ранили в бою, и он попал в плен, откуда ему удалось бежать. Дед принимал активное участие в антифашистском движении, был схвачен врагами и помещен в концлагерь. Там, как было сказано в документе, не предавая интересов Советского Союза, он и погиб. Несмотря на трагическую весть, бабушка с гордостью ходила по селу с этой бумагой и показывала ее всем, кто раньше обзывал мужа врагом народа!

Стогний Федор Сазонович

Сейчас я занимаюсь поисками лагеря смерти, в котором могла закончиться жизнь моего деда.

Президент Национальной телерадиокомпании Украины Егор БЕНКЕНДОРФ: «Бабушка давала концерты на передовой»

- Все, что знаю о войне, по большей части рассказала мне моя бабушка Эльвира Александровна Бенкендорф. Ее, студентку второго курса ГИТИСа, война застала в Москве. И поскольку она была артисткой, то ее отправили на линию фронта, давать концерты и поднимать моральный дух бойцов.

Эльвира Александровна оставалась боевой женщиной и спустя годы после войны (на фото - с внуком Егором во время лыжной прогулки)

Именно бабушка привила мне уважение и чувство благодарности к людям, отдавшим все для победы. Она рассказывала мне о подвигах тех, кто прошел войну. Это для нас сейчас Великая Отечественная война - событие из учебника. А те, кто видел ее своими глазами, до сих пор все помнят в деталях.

Самые страшные рассказы, как я помню из детства, - о выступлениях бабушки под Сталинградом и в блокадном Ленинграде. До сих пор не представляю, какой волей надо было обладать молодой девушке, чтобы в таких условиях петь, танцевать и быть веселой на сцене. И еще - как все люди, пережившие блокаду, бабушка никогда ничего не выбрасывала со стола, она знала, что такое страшный голод...

Народный артист Украины, директор Национального дворца искусств «Украина» Николай МОЗГОВОЙ: «На фронте отец командовал штрафным батальоном»

- Мой отец Петр Григорьевич прошел всю войну и закончил ее в звании гвардии капитана. Жизнь у него была тяжелая, родители умерли во время голодомора, когда ему было всего пять лет. Его подобрали солдаты, он стал сыном полка и попал с ними на Дальний Восток.

Петр Григорьевич уже в 18 лет стал командиром штрафбата

Окончил военное училище. На фронте стал командиром штрафного батальона. Отцу было всего 18 лет, а руководить приходилось уголовниками и разжалованными офицерами. Но, несмотря на юный возраст, бойцы уважали отца за смелость и помогали ему стать настоящим боевым офицером. Отец говорил, что за время войны прошел настоящую школу жизни.

Я часто вспоминаю его рассказы о фронте... Так, когда отцу было лишь 19 лет, их батальон десятки раз безуспешно атаковал сопку, занятую фашистами, но в конце концов немцев они выбили. Командование присвоило Петру Григорьевичу звание гвардии капитана и наградило орденом Александра Невского.

После войны отец занялся поисками родных - двух сестер и брата. Он нашел их в Украине и России. Я хоть и был маленьким, но хорошо помню эти встречи...

Экс-мэр Киева Леонид КОСАКОВСКИЙ: «Для отца война закончилась не девятого, а двенадцатого мая»

Боец Красной армии Григорий Косаковский - разведчик дивизиона горных «катюш» - терял друзей в Пражской операции, когда вся страна праздновала День Победы

- Мой отец - Григорий Николаевич - учился на истфаке Одесского университета и ушел на войну со студенческой скамьи. Освобождал Тамань, Крым, Закарпатье, Румынию, Венгрию, был ранен под Севастополем на Сапун-горе - осколками буквально изрешетило шею. Он пролежал несколько дней в санчасти, медики вынесли приговор: «необходима эвакуация в тыл и последующие операции». Отец отказался и пошел догонять свою часть, которая продолжала наступление. Потом осколки доставляли ему много неприятностей, но в годы Великой Отечественной никто об этом не думал - народ сражался за Победу и никто не жалел себя.

...Война для отца закончилась не девятого, а двенадцатого мая. Дело в том, что он участвовал в Пражской операции (последняя стратегическая операция СССР - штурм хорошо укрепленного нацистами города). Он мне говорил: «Очень больно и обидно хоронить друзей, когда война закончилась».

Письмо читателя

«Папа прошел две войны от «звонка до звонка»

Мой папа, Былинский Николай Федорович, ушел на гражданскую в 14 лет. Воевал три года как сын полка. Вернувшись, твердо решил стать военным и окончил Объединенную школу красных командиров в Минске. По рассказам отца, он до 1937 года служил командиром эскадрона в полку, которым командовал в то время Георгий Жуков. В подразделении была строгая дисциплина: всех офицеров Жуков знал в лицо и по имени-отчеству.

После расформирования кавалерийских частей отцу предложили служить в танковых войсках. В 1937 - 1939 годах после ежовских и бериевских чисток отец был уволен из армии и преподавал на военной кафедре педагогического института Саратова. Но в декабре 1939-го его направили на Финский фронт помощником начальника штаба мотострелковой дивизии. Финскую войну он закончил в звании капитана и был награжден за участие в боях орденом Красной Звезды. По рассказам отца, орден вручал ему в Кремле нарком Калинин.

А вскоре грянула Великая Отечественная. Перед самым ее началом папа был назначен комендантом г. Аккерман - ныне Белгород-Днестровский Одесской области. Маме с тремя детьми удалось эвакуироваться. А немцы, войдя в город, объявляли о розыске коменданта и его семьи. За выдачу обещали деньги.

Отец участвовал в боях под Ельней, где немцам было нанесено первое поражение в войне. За эти бои он получил второй орден Красной Звезды и звание майора. В начале 1942 года папа был назначен начальником оперативного отдела штаба механизированного корпуса, где и воевал до конца войны. По его рассказам, самые трудные бои были при взятии Кенигсберга. По нашим наступающим колоннам танков вела огонь мощная крепостная артиллерия. Войну он закончил в Берлине.

В 1956 году он вышел в отставку, и мы переехали в Киев. Отец преподавал на Куреневке в нескольких школах военное дело. Умер в возрасте 96 лет.

За время службы кроме двух орденов Красной Звезды отец награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Ленина и двумя орденами Отечественной войны. Кстати, на первом ордене Красной Звезды - трехзначный номер. Отец этот орден очень ценил.

С уважением, ваш читатель Богдан Николаевич Былинский, Киев.