ЕГОР БЕНКЕНДОРФ: «СТОЯ ПОД ПАРУСОМ, ВДРУГ ПОНИМАЮ, что меня неудержимо несет в океан. Оглянулся, а острова уже почти не видно»

2 березня 2009

«В камбоджийских хибарках, построенных на воде, даже кроватей нет — люди спят в гамаках!»

— Конечно, такое путешествие не из легких, — улыбается Егор Бенкендорф. — Мой друг, с которым мы отправились в путь, в конце концов возмутился: мол, что это за отдых такой — больше времени добираемся в нужную точку, нежели там пребываем! Но, когда вернулись в Киев, и меня, и его переполняли впечатления — за неполные три недели нам удалось посмотреть три удивительные страны. За свою жизнь я посетил порядка 60 государств: часть — по работе, во многих отдыхал. Нынешний отдых я заказал и оплатил в турагентстве еще полгода назад — так намного дешевле, примерно в два раза! Сейчас в связи с кризисом, может, на эту поездку и не решился бы. Тысяч пять долларов, наверно, она уже стоит. Летел я с ручной кладью. Уже много лет сам так путешествую и друзей приучил. Обычно в крохотной сумочке у меня носки, трусы, зубная щетка, несколько маек... Брать здоровенный багаж нет смысла — практически всегда он теряется. А если и не теряется, то к большинству вещей потом даже не прикасаешься за ненадобностью.

— Первым пунктом назначения стала...

— ...Камбоджа. В этой стране мы находились в общей сложности три дня. Невероятно бедное государство! За порогом шикарного отеля — в полном смысле нищета! Многие люди строят жилье на воде, так как за землю нужно платить, а средств они не имеют. Это фактически шалаши, в которых нет не то что удобств — мебели! Даже кроватей! Вместо них — гамаки. В туалет люди ходят прямо в реку.

— Вы были в таком шалаше?

— Да. Только в самых богатых хибарках можно увидеть деревянные стол и лавку. Тем не менее во всех жилищах очень чисто. Кухней служит один из закоулков в помещении. Еду готовят на электроплитках, которые работают от дизеля. Рождение мальчика в камбоджийской семье приравнивается к трагедии. Дело в том, что в этой стране не существует пенсионного пособия. А мальчик, повзрослев и создав свою семью, переходит в дом родителей жены и содержит их, а не собственных отца и мать. Но свадьбу при этом обязаны финансировать родители жениха! Однако, несмотря на бедность, камбоджийцы очень добродушные и открытые люди. Богатые в стране только чиновники — у них дома с удобствами, современные...

— Вы побывали в знаменитом городе-храме Ангкоре?

— Он меня просто потряс! Этому храму больше восьми тысяч лет, он находится под охраной ЮНЕСКО. Площадь города-храма — около 200 квадратных километров. Там есть место, где можно наблюдать чудо! Когда становишься между двумя колоннами и ударяешь ладонью точно в области сердца, раздается эхо. И только там! Представляете? А вообще, интересных храмов в Камбодже много. Чего стоят только каменные храмы, увитые корнями деревьев-«спрутов».

— Говорят, в Камбодже очень недорого можно приобрести сапфиры...

— Это правда, они там раз в десять дешевле, чем у нас. Но мы, кроме магнитиков для презентов друзьям, нигде ничего не покупали! Чтобы не приобрести вместо сапфира стекло, в камнях нужно хорошо разбираться. В Камбодже, кстати, очень дешево и серебро. Да и вообще цены в этой стране невероятно низкие. За полтора килограмма креветок и столько же устриц, которые мы взяли в ресторане на пятерых человек, плюс чай, пиво и десерты, мы заплатили всего 50 долларов!

«На Филиппинах, когда турист уезжает, его провожает весь персонал отеля»

— А что поразило во Вьетнаме?

— Ну, эта страна значительно богаче, чем Камбоджа. Мы находились во Вьетнаме целую неделю. Правда, с погодой нам не повезло — почти все время лил дождь. Мы посетили фабрику, где делают шелк, полюбовались рисовыми плантациями. Храмы у них интересные. У входа обычно две статуи: один «охранник» добрый, а другой почему-то непременно злой. Наверное, это символ того, что в жизни каждого человека присутствует одновременно и добро, и зло.

— С местным населением общались?

— Вьетнамцы очень отличаются от всех своих соседей. Нет того простодушия, открытости. Люди практически не улыбаются, уж очень серьезные, даже, я бы сказал, зажатые. Наверное, это печать социализма. Хотя вот на фото (показывает) со мной рядом очень даже милые жизнерадостные женщины, работницы рисовых полей.

— Что обычно туристы везут из Вьетнама?

— Натуральный шелк, хлопок, белый мрамор, который стоит невероятно дешево. Потом из него у нас в Украине заказывают статуи, которыми украшают интерьеры своих домов.

— Неужели мрамор можно беспрепятственно вывозить из страны?

— Представьте себе. И даже если получается перевес, то все равно это выгодно. Но мы не везли. Единственное, что приобрели во Вьетнаме, — хлопковое платье для жены. Его специально пошили для нее на фабрике за один день.

— Во сколько же обошелся эксклюзив?

— Недорого. Что-то порядка тридцати долларов.

— Какая из стран вам понравилась больше всего?

— Филиппины. Это настоящий рай на земле! Вы прилетаете на маленьком самолетике, вас встречают с музыкой, подают шикарный автобус, подвозят к лодочке, в которой доставляют непосредственно к отелю, затерявшемуся в скалах. Вид потрясающий! Голубая лагуна, тропическая зелень... И полный релакс! Двухчасовой массаж на свежем воздухе — это нечто! Лежишь, обдуваемый ветерком...

— И сколько стоит такое удовольствие?

— Не поверите — всего 18 долларов. В Киеве в салонах такой бы обошелся минимум раз в пять дороже! На Филиппинах вообще потрясающий сервис. Когда в отель заселяется новый гость, встречать его выходит весь персонал и исполняет приветственную песню. А когда турист уезжает, провожают его все сотрудники гостиницы, как самого дорогого человека. Каждый работник машет вам на прощание рукой. Представляете? Это очень трогательное зрелище! Слегка наивно, но, поверьте, так за душу берет...

Многое в сервисе у них вообще бесплатно! Например, как только мы поселились в отель, подходит девушка, представляется: она — так называемый активити, то есть организатор досуга. Предлагает спланировать завтрашний день, записать нас на экскурсии. Честно сказать, у меня это сразу вызвало раздражение. Не успели прилететь — сразу тебя пытаются «раздеть» и что-то навязать! Чтобы она отстала, я говорю: «Хорошо, записывайте». А к вечеру действительно стало скучновато, и мы решили на следующий день поехать туда, куда она предлагала. Привозят нас на какой-то остров, предлагают маски, ласты для дайвинга, спиннинг для рыбалки, снаряжение в горы... Бегают вокруг, заботятся. Мы получаем, как говорится, все тридцать четыре удовольствия. А в итоге узнаем, что все это к тому же еще и бесплатно!

В один из дней нам предложили посмотреть столицу Филиппин Манилу. Приехали — и снова сюрприз: говорят, мол, ужин для вас бесплатный! Ресторан же был очень хороший. Со мной там даже курьез произошел. Я увидел, как повара фотографируются с каким-то мужчиной, и тоже решил запечатлеть себя с ними на память. Подошел к ним, говорю: мол, можно я тоже с вами сфотографируюсь? А фотоаппарат вручил этому мужчине и попросил сделать снимок. Потом выяснилось, что это не он с ними фотографировался, а они попросили его оказать им такую честь, так как он... первое лицо государства!

«Камбоджийские таможенники не выпускали нас из страны... из-за баночки красной икры»


— Какие деликатесы вы пробовали в этой стране?

— Больше всего мне понравился экзотический фрукт — рамбутан. Очень вкусный.

— Наших соотечественников в путешествии встречали?

— Впервые никого не встретил! Даже, честно говоря, удивился.

— С опасностями сталкивались?

— Только однажды. На Филиппинах решил заняться виндсерфингом. Подошел к местному инструктору, объяснил ему свое намерение, он говорит: «Конечно. Только подпишите бумагу, что хорошо умеете плавать и сами полностью несете за свою жизнь ответственность, — вы ведь понимаете, что море выходит в открытый океан». Я подписал все, как положено, встал под парус, поплыл. И вдруг ощущаю, что меня неудержимо несет в океан, а развернуться в сторону берега не могу. Обернулся: острова уже почти не видно. Стало жутко. Я бросил парус, лег на лодку и изо всех сил начал грести к берегу. Наверное, часа два греб. Но берег не приближался. Спасли друзья — вовремя засуетились. Этот же инструктор, который брал с меня расписку, бросился мне на помощь, взял на буксир и дотащил до берега. Благодаря ему я остался жив и вот сейчас сижу перед вами, рассказываю эту историю. (Улыбается.)

— Вы ведь могли послужить обедом для акулы...

— К счастью, эти хищники на моем пути не встретились. Хотя огромный тунец резвился неподалеку.

— Какие-то советы туристам, отправляющимся по вашему маршруту, дадите?

— Нужно знать, что на Филиппинах человеку, у которого обнаружили наркотики, грозит смертная казнь. Причем без долгих разбирательств. А из Камбоджи, как свидетельствует наш горький опыт, вас не выпустят с... красной икрой.

— Красную икру везут из Камбоджи? Впервые о таком слышу...

— Нет, все было наоборот. Баночку красной икры мы взяли с собой в поездку — думали, красиво поужинаем на террасе в отеле. В Камбоджу ввезли икру беспрепятственно, во время пребывания в стране как-то вообще об этой баночке забыли, а когда выезжали оттуда, таможенники никак не могли понять, что это за красные шарики, для чего они... Когда несколько икринок упало на пол, они давили их ногой и... в ужасе отскакивали. В результате заставили нас выбросить все лакомство...