Егор Бенкендорф: «Сейчас покупают все, что появляется»

22 липня 2008

В интервью «ТК» Егор Бенкендорф рассказал о состоянии рынка телепроизводства, взаимоотношениях «Интера», «Интер медиа продакшна», «Файно компани» и Film.UA, а также назвал самые удачные, по его мнению, украинские телеработы – в тройке лидеров «Бомж» Андрея Бенкендорфа, «Женская интуиция» Оксаны Байрак, «Обреченная стать звездой» Петра Кротенко.

Биографическая справка, которую по нашей просьбе подготовил Егор Бенкендорф, заместитель исполнительного продюсера телеканала «Интер» и директор «Интер медиа продакшн», включала не только номер школы, его матримониальный статус, подробный перечень телевизионных проектов – от давнего «Объегорки» и вплоть до многообещающего троеточия, но и такие экзотические сведения, как «1997-1999 учился в Школе Украинского народного искусства (художник Петрикивской росписи, 1992 год выставка в США, г. Бирмингем, штат Алабама), сведения о работе на лесоповале в польском поселке Анелин и того круче – «лауреат премии Ивана Франка в сфере информационной деятельности». Рассказ о себе Егор Бенкендорф закончил весьма пикантным абзацем об особенностях своего характера: «Пунктуальный, аккуратный, трудолюбивый, постоянно проявляю интерес к поиску творческих решений. Лицо часто измято, устало и имеет обманчиво добрый взгляд, который часто принадлежит людям уклончивым и апатическим». О том, что на выборах-2006 он, как член партии «РУСЬ», баллотировался в парламент по списку Блока Наталии Витренко, Егор скромно умолчал. Впрочем, наш разговор совсем не об этом…

– Егор, каковы взаимоотношения компаний «Интер» и «Интер медиа продакшн»?

– «ИМП» – компания, которая входит в группу компаний «Интер». Это отдельная фирма, у которой заключены договорные отношения с каналом. «Интер медиа продакшн» – это самостоятельная структура с отдельным бюджетом, который «ИМП» сама распределяет на те проекты, которые считает нужными. Конечно, мы обсуждаем с «Интером», какие именно это будут проекты. В первую очередь, одобрение канала нужно нам для того, чтобы не снять такую картину, которая бы не заинтересовала «Интер».


– Вы планируете делать продукцию для других телеканалов?

– И для других тоже.

– Уже есть какие-то договоренности?

– Договоренности есть, но разглашать их пока не хочется.

– В будущем возможно ли, что «Интер медиа продакшн» будет развиваться независимо от канала?

– Нет. «ИМП» никуда не может уйти от «Интера» в принципе. Раньше на канале активно развивали кинопроизводство, была компания Film.UA. Потом все забросили, и канал практически перестал производить собственные фильмы. Сейчас, слава Богу, возродили идею создания своих кинопроектов.

– Получается, что теперь Film.UA – ваши конкуренты?

– В какой-то степени конкуренты, но по большому счету конкуренция на телевизионном рынке пока не сформировалась. Он может проглотить намного больше фильмов, чем производится сейчас. Идет становление, сейчас покупают все, что появляется. Есть спрос, поэтому невостребованных рынком проектов очень мало. Думаю, так будет продолжаться недолго, поскольку каждый день появляются какие-то новые кинокомпании и через год-другой это все даст свои первые удачные или неудачные плоды. Вот тогда на телевизионном рынке и начнется борьба за качество.

– Вы сейчас имеете в виду рынок СНГ или украинский?

– Я говорю как о телевизионном рынке Украины, так и о российском рынке. Поскольку говорить исключительно об украинском рынке не имеет смысла. Только в Украине невозможно окупить даже телепроекты, не говоря уже о прокатном кино. Я, честно говоря, не знаю, какое должно произойти чудо, чтобы кинофильм отбился, выйдя, к примеру, на большой экран только в Украине. То кино, которое было снято в последнее время, окупить невозможно, даже если в кинотеатры будут стоять очереди. Все эти фильмы убыточны. Конечно, это хорошо, что все же находится какой-то инвестор, благодаря которому появляются эти картины. Но необходима государственная поддержка! К сожалению, у нас нет такого отношения государства к кинематографу, как в той же России. Там на кино выделяются нормальные денежные средства, в том числе и из государственного бюджета. Если бы у нас хотели развивать кинопроизводство, то сначала приняли бы закон о льготах для тех, кто инвестирует в кино деньги, тогда бы появилось больше заинтересованных вкладывать деньги в кинопроизводство. Тогда и кино стало бы развиваться, и заниматься им было бы выгодно. Пока же развивается рынок длинных линеек сериалов и TV movies формата.

– Каков средний бюджет TV movie?

– Скажем, в среднем, 300 тысяч. Телефильм на эти деньги снять можно.

– До конца года вы планируете сделать 5 проектов. С какими именно компаниями сотрудничает «ИМП»? На каких условиях?

– На данный момент мы сотрудничаем с «Файно компани», с которой сняли фильм «Елка, кролик, попугай», и еще с «ПРО-ТВ», с которыми запустили 60-серийную мистическую мелодраму «Колдовская любовь». Ведутся переговоры с «Революшн синема». Они предложили нам 10 фильмов, рассчитанных на молодую аудиторию, и сейчас идет обсуждение.


– А каковы ваши взаимоотношения с той же «Файно компани»?

– Про «Файно компани» лучше задавать вопросы «Файно компани», то есть моему отцу Андрею Бенкендорфу.

– Я просто пытаюсь понять, зачем одному продакшну снимать вместе с другим продакшном…

– У нас сейчас есть несколько эшелонов кинопроизводителей. Первая линия – это «Стар медиа» и Film.UA, которые снимают за год в среднем до 30-ти TV movies и 10-ти телевизионных линеек. Следующий эшелон – «ПРО ТВ», Production.UА и «Киевтелефильм», это около 5-ти сериальных линеек и 10-ти TV movies. В третью линию входит «Студия Байрак», «Кинофабрика Копейкина», «Дакси-фильм», «Пронто продакшн», «Революшн синема», «Паноптикум», «Файно компани». Они снимают по 5 фильмов формата TV movies. Конечно же, сразу попасть в первую линию производителей невозможно. Поэтому в этом году «ИМП» нарабатывает связи и наращивает мясо, надеясь в следующем году стать большой компанией, которая займет лидирующие позиции.

– «ИМП» собирается производить только фильмы?

– В данный момент да. Телевизионные программы мы делать не планируем. Осилить бы кинопроекты. Есть идея создания общеобразовательного мультсериала для детей о приключениях букв. Для российской и украинской аудитории – соответственно «Абетка» и «Азбука». Но подробнее говорить об этом сейчас не вижу смысла.

– Насколько можно говорить, что делать телефильмы в Украине уже выгодно?

– Если говорить о производстве телепроектов как о бизнесе, то я думаю, что если какой-то сторонний от кинематографа бизнесмен размышляет, куда ему лучше вложить свои деньги – в телефильм или в землю, то, купив кусочек земли (абсолютно все равно где, но в идеале в 20-ти километрах от столицы), он, конечно, заработает в 4-5 раз больше, чем потратив деньги на телепроизводство. Это очень сложный бизнес и в нем больше шансов прогореть… Да и возврат денег слишком затянут во времени. Кроме того, вкладывать деньги в землю намного надежнее.

– Почему тогда появляется так много продакшнов? На что они рассчитывают?

– На перспективу. Существуют сравнительные рейтинги, которые показывают, что на данный момент наше собственное кинопроизводство, то есть продукт, сделанный у нас, бьет продукт, который создается в России и заграницей. Потому что нашему зрителю свое ближе. Например, когда на «Интере» выходили «Старики-полковники», а на «1+1» шел «Перл Харбор», зрителей, которые смотрели «Стариков», было в два раза больше. Многое зависит от удачи. То есть ты можешь сделать «Собачье сердце» и оно будет востребовано годами, а можешь сделать (задумывается)… какой-то другой фильм, который никому не будет нужен.

– Какие наиболее удачные местные телепроекты вы можете назвать за последнее время?

– Удачными я считаю «Бомжа», который делал отец, «Женскую интуицию» Оксаны Байрак и «Обреченную стать звездой» Петра Кротенко…

– Это вы говорите с точки зрения денег или…

– С точки зрения денег и рейтинга. Если же говорить о том кино, которое нравится мне, оно зачастую не отличается хорошим рейтингом. Тот же «Остров» Павла Лунгина... Ну, а из телеформата хороши «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» Бортко, картина отца «Отчим», которая сейчас выйдет на СТБ, «На мосту» Ивана Сауткина. Молодой режиссер сделал хороший фильм.

– Егор, как вы думаете, а у нас в ближайшее время начнут снимать сериалы по серьезной литературе? В России вот уже и по Булгакову, и по Достоевскому, и даже по Солженицыну сняли. Приучают зрителя к классике…

– Мне кажется, что у нас это станет возможным лишь тогда, когда кто-то из глав нашего государства захочет развивать эту нишу. Потому что я не знаю точно, как именно это делается в России, но кажется, там, если какой-то канал надумал делать что-то глобальное, то его обязательно поддержит та же Дума или еще кто, выделят пристойный бюджет. И тут есть еще один момент. Когда государство развивает кинопроизводство и выделяет на него деньги, то абсолютно справедливо, что оно закладывает в картины патриотизм и те акценты, которые хочет донести до своих граждан. Ведь посредством кинематографа можно внушить абсолютно все.

– Вы считаете, это честно?

– Это старая практика. Так было и в Америке, и во всем мире. Сначала какой-то гениальный пиарщик благодаря кинематографу аккуратненько вложил в подсознание зрителя сигареты. Скажем, показывают расстрел. И последнее желание человека – закурить. То есть получается, что в последние секунды своей жизни единственное, чего хочется – это не увидеться с мамой, папой, любимой, а затянуться сигаретой. То есть, на подсознательном уровне уже закладывается, что сигареты – самое ценное, самое дорогое… А ведь по такой же схеме можно прививать зрителям другие качества. Тот же патриотизм. Не возмущаться, что приглашают сниматься только русских актеров (что, кстати, неправда), а воспитывать любовь к государству посредством кино. Это прекрасно получается. И не нужно будет рвать на себе вышиванку... Я в эту тему входить не хочу, но все же замечу, что для того, чтобы быть украинцем, необязательно ходить в вышиванке и говорить исключительно на украинском языке. Понимаете, очень тяжело снимать кино, акцентированное на Украине, на национальной идее без государственных дотаций. Кино, нацеленное исключительно на украинскую аудиторию, просто невозможно будет продать.



Справка «ТК»:

«Интер медиа продакшн» (Inter Media Production) – кинокомпания.
Пришла на телевизионный рынок Украины в 2006 году.
Основной вид деятельности – производство художественных фильмов и сериалов. Входит в группу компаний «Интер».

Егор Андреевич Бенкендорф
Родился 14 февраля 1974 года в Киеве; закончил Киевский государственный институт культуры (режиссер театрального коллектива) и курсы операторского мастерства (оператор). На «Интере» – с 1997 года (начал карьеру с должности администратора). Ныне заместитель исполнительного продюсера телеканала «Интер» и директор «ИМП».

Список проектов:
автор, ведущий программы «Объегорки» (скрытая камера);
автор, продюсер программы «На линии огня»;
автор, продюсер программы «Свадьба»;
автор, продюсер программы «Народная платформа»;
автор-руководитель программы «Особенности национального застолья»;
продюсер-оператор документального фильма «11 – сентября»;
продюсер программы «Украинский герой»;
сопродюсер программы «Русское чудо», программа попала в книгу рекордов Гиннеса как самая продолжительная съемка скрытой камерой;
автор программы «Все для тебя»;
продюсер программы «Третий лишний»;
автор программы «Шейк»;
продюсер документального фильма «Приключение украинских денег»;
продюсер, руководитель проекта «Українські мандри»;
автор, продюсер проекта «Шанс.Model.ua», «Шанс.Model.ua 2»;
продюсер международного проекта «Интерситес» (игровое шоу «Игры патриотов», «Игры патриотов 2»);
автор, продюсер проекта «Стань Мисс Вселенная»;
продюсер документального фильма «8 дней одного года»;
автор, продюсер проекта «Донбасс – Карпаты» SHR 72%;
продюсер спецпроекта «Венский бал – 2007», «Мисс Украина – 2007», «Стань Мисс Украина Вселенная – 2007», «Схождение Благодатного огня – 2007», «Свобода Савика Шустера», «Великие Украинцы»…

Леся Коверзнєва для «Телекритики»